Retromania

Retromania #10

DwtD и Максим Шишкин

SoOFT

Коллектив Dance with the Dead — без пяти минут культовые ребята (в узком кругу), которые в свое время не только помогли стать ретровейву более популярным, но и во многом его сформировали. На данный момент американцы Джастин и Тони выпустили уже семь альбомов.

Последний представляет из себя сборник демо, которые музыканты использовали в качестве тизеров для будущих работ или просто писали что-то для себя. Однако по разным причинам эти композиции так и не попадали в финальные версии их официальных сборников. А ведь некоторые треки загадочных исполнителей звучали слишком хорошо. Поэтому было очень обидно, когда они там отсутствовали. Теперь данная оплошность исправлена. И нет никаких повод для грусти. Только силы и намерения на мощный отрыв.

Ну и по традиции, очередное интервью с человеком, который не только искренне любит то, чем занимается, но и мотивирует появление интереса к этому у других. Макс Шишкин — автор популярнейших на просторах Интернета кинотрибьютов 2014, 2015 и 2016 годов, а также вдохновленной творчеством Николаса Виндинга Рефн короткометражки. Ведущий кинолекций об истории хоррора, Райане Гослинге, жанре джалло и прочем. Кроме того, режиссер, сценарист и один из главных героев небольших ироничных роликов о приключениях двух испанцев в качалке, где полно отсылок к "Лицу со шрамом" и даже "Кунг Фьюри". Разносторонний, жизнерадостный и очень талантливый человек.

Примечание: грамматика и пунктуация интервьюируемого сохранены.

Привет, Макс. Расскажи немного о себе. Чем занимаешься? Как давно и почему именно этим?

Хэй. Постоянно теряюсь, когда такое спрашивают, чтобы не переборщить с эпитетами. Отвечу в духе Старка на вопрос "Кто ты без костюма?" Киноман, шутничок, дрищ, режиссер, мечтатель и задрот. Примерно так.

Вообще, я зарабатываю режиссурой на жизнь последние лет пять (монтажом больше восьми лет), но до сих пор смущаюсь, когда называю себя "режиссер". По факту да, но в ментальном смысле я до сих пор еще не сделал ничего, после чего смог бы с гордостью сказать: "Я режиссер". Почему занимаюсь именно этим? Ну, в девять лет мы с лучшим другом сняли свой римейк "Детской игры" на его видеокамеру. Как-то с тех пор курс и не менялся — мама, я буду снимать кино. Правда пока удается лишь снимать медиаконтент, чтобы за квартиру платить, но я еще приду к фильмам. Разговорился чего-то, ты привыкай. Потом порежешь.

Интересные мысли и истории не заслуживают того, чтобы их резали. Уже только по одному твоему Instagram заметно, как сильно ты любишь кино. Более того, оно для тебя не столько форма развлечения, сколько один из смыслов жизни. Поправь меня, если я ошибаюсь, но ведь так и есть?

Да, все верно. Я в детстве был довольно тихим клещом. Достаточно было посадить меня перед телевизором и все, Максима не слышно весь день. "Пятница 13" и "Кошмары на улице Вязов" были моими няньками. До сих пор благодарен родителям, что не впихивали в меня советские мультики и не боялись, что я вырасту маньячилой после такой кино-терапии. Следующий этап моего кино-увлечения был в районе 14 лет, когда я на два года устроился продавцом в магазин VHS и DVD (был свидетелем вытеснения кассет дисками с рынка на очень тонком уровне). Потом в мою жизнь пришел интернет и в 17 лет я открыл для себя такую вещь, как дискуссии с другими киноманами. Следующий же этап уже связан непосредственно с Инстаграмом (в 2013 году), когда я начал все более осознанно писать отзывы на отсмотренное, пока это не превратилось в систематическое занятие и основное хобби. Сначала писал в духе "посмотрел, неплохое кино, советую", а потом все сильнее углублялся в подачу текста. Более-менее выработался свой стиль только год назад. Но критиком я не назову себя, потому что пишу лишь о том, что мне понравилось. Критикую только особые случаи. Да и то для своих читателей или развлечения ради.

А что скажешь про фильмы? Или, быть может, несколько? Вообще, представь, что тебе дают на выбор посмотреть лишь три картины, после которых у тебя больше никогда не будет возможности прикасаться к кино. Что это будут за работы? И почему они такие личные для тебя?

Год назад задался вопросом — чтобы я хотел посмотреть на смертном одре. Пришел к выводу, что детство — это тот самый период вседозволенности и счастья (по большей части), к которому всегда хочется возвращаться. Ну знаешь, когда ты испытываешь искренние и светлые эмоции, ты почему-то часто делаешь ремарку: "как в детстве". Так вот три фильма, которые бы я попросил включить мне на смертном одре, это "Терминатор 2" (самый главный фильм моей жизни, не теряющий актуальности по части эмоций), "Хищник" (моя первая видеокассета) и "Чужие" (мама воспитала любовь к трилогии). Я, конечно, фанат "Звездных войн" до мозга костей, но именно эта тройка самая святая для меня и ребенка, живущего внутри.

По твоим работам видно, что ты очень любишь неон и симметрию в кадре. На чье творчество ты оглядываешься и какие режиссеры тебя вдохновляют?

А вот это уже временная вкусовщина, которой еще предстоит отстоять место в моем сердце лет через двадцать. Но все началось после "Транса" Дэнни Бойла. Я вошел в зал одним киноманом и вышел совершенно другим. Я смотрел до этого множество картин, но почему-то именно тогда я оценил всю силу визуала, цветных ламп и композиции (голландские углы "Транса" - это нечто). В тот же год я познал всю силу клавишных, которые эхом в голове звучали после вступительной сцены "Драйва". Я бы даже сказал, что эстетическое зерно во мне зародил Рефн со своими розовыми титрами и молчаливым Гослингом, а во время просмотра Бойла у меня уже выросло то самое "неоновое дерево".

Сейчас я уже больше ориентируюсь на независимых авторов и стараюсь абстрагироваться от мастеров вроде Рефна. Сейчас неон и композиция — это модный прием и хороший способ отвлечь зрителя от сценарной неполноценности. Потому выделить кого-то одного не могу. Понятное дело, что Гаспар Ноэ и Николас Виндинг Рефн — это топ, но никогда не поздно вернуться к истокам и залипнуть от работ Кубрика ("Сияние" и "Космическая Одиссея" мой личный сорт героина) и Ходоровски ("Святая гора" до сих пор для меня загадка человечества). Британцы умеют в композицию лучше всех, достаточно сериалы их посмотреть. "Утопия" (или на худой конец, "Шерлок") — это же визуальные оргазмы. Ну ладно, уговорил, Уэса Андерсена тоже обнять хочу за все, что он делает. Нам бы к следующему вопросу переходить, а то я все равно сути не передам, мне лишь бы поболтать.

Ты проводишь кинолекции. Расскажи немного о том, как у тебя зародилась эта идея? И о чем уже успел рассказать своей целевой аудитории?

Идея была не моя. Этот клуб любителей кино зародился за год до того, как я провел первую Кинолекцию. Основатель после переезда в Москву искал себе замену и нашел ее в лице меня. Я немного изменил формат, сделав мероприятие более развлекательным и доступным для публики, потому что меня больше интересовала идея создать тусовку киноманов. Собрать больше людей, рассказывая про Бертолуччи — не вариант, поэтому я делаю упор на сам факт киноманства. Посвящаю темы актерам (были по ЛаБафу и Гослингу), жанрам (хоррор, кататсрофы и джалло) и тематические (напарники, алкоголики, супергерои).
Сейчас я взял небольшой перерыв, потому что навалило работы, но весной планирую вернуться.

Что главнее в кино — форма или содержание?

Отличный вопрос. Я страшный визуальщик. Я прям готов вытерпеть очень многое, лишь бы картинка делала приятно моим глазам (можешь себе представить, я дважды пересмотрел "По ту сторону черной радуги" и уже раз двадцать "Неонового демона"), но я никогда не буду отрицать всю важность сценария. С хорошим сценарием у фильма есть все шансы выйти превосходным даже за копейки (роскошный "Кирпич" Райана Джонсона), а вот со слабым его не вытянут ни бюджет, ни актеры, ни сеттинг ("Петля времени" того же Джонсона). Идеальный вариант, когда форма и содержание друг друга дополняют, как в фильмах того же Уэса Андерсена ("Отель Гранд Будапешт") или Эдгара Райта ("Скотт Пилигрим против всех").

Любишь ли игры? Какому жанру отдаешь наибольшее предпочтение и во что готов играть целую вечность?

Я выбрал путь киномана, так что играм я почти не уделяю время. Стараюсь следить за индустрией, мониторю новости, интервью, трейлеры, стримы, но сам в это не погружаюсь. Благо, у меня есть парочка игровых маньяков, которые всегда меня держат в курсе всего. Однако стараюсь раз в год пройти хотя бы одну игру. В 2016-м я оргазмировал (и визжал как сучка) под "Alien: Isolation". Надеюсь, в 2017-м я наконец-то смогу забуриться к другу на пару дней и пройти "The Last of Us". Касаемо более ранних лет своей жизни, то в моем сердце навсегда останется "Max Payne 2" (триквел, к слову, очень сильно понравился). И первый F.E.A.R. (прошел все дополнения, а вот сиквел, отменяющий их сюжет, мне не очень зашел). Не беру в расчет Call of Duty и сингл Battlefield 3, ибо они проходятся часов за шесть и больше к "празднику живота" относятся, нежели к настоящему экспириенсу. Хотя что концовка трилогии Modern Warfare, что финал третьего Battlefield меня пробрали до страшной грусти.

Музыка — один из главнейших компонентов видео. Она придает ему характер и глубину. Вместе с дополнительным окрасом. Как ты относишься к ретровейву?

Года 4 назад казалось даже немного странным его слушать. Меня окружает много людей с превосходным музыкальным вкусом, но тогда я был единственным, кто наслаждался жизнью под треки Perturbator или Power Glove. Помню, когда вышел "Far Cry 3: Blood Dragon", я сползал со стула от саундтрека и мне не с кем было это разделить. Сейчас же это часть культуры, почти все мои друзья кайфуют от синтов в том или ином треке знаменитого исполнителя. Спасибо тому же Weeknd, который продлил жизнь модному направлению как минимум еще на год-два (я все боюсь, когда же мода на ретро-стилистику пропадет, потому что не знаю, что будет дальше).

Рефн использовал синты еще в "Бронсоне", но благодаря розовым титрам и "Nightcall" Kavinsky на фоне весь мир узнал, что такое ретровейв. Именно благодаря "Драйву" потом вышел "Hotline Miami", ставший, по моему мнению, самым главным событием в жанре за последние пять лет.

Сам же до сих пор мечтаю снять второй сезон "Пабло и Хорхе" (наш шуточный инстаграмный скетч-сериал, созданный за два вечера на тренировках), чтобы потом это все превратить в полноценный фильм а-ля "Кунг Фьюри". Шутки шутками, а такой вариант развития событий меня не сильно бы удивил.

Твои любимые исполнители и треки?

Последние два года я очень сильно полюбил лиричную и медитативную часть ретровейва. "Last Kiss" от Perturbator и его же "Fantasy", который он записал с вундеркиндом Dream Koala — яркий пример того, о чем я говорю. На той неделе открыл для себя Lazerhawk и его новый альбом "Dreamrider" оказался именно тем, чего мне не хватало в плейлисте долгое время. Хотя еще очень люблю такие "волнующие" вещи от жанра, как "There's a storm coming" от Dance with the Dead.

Пускай я и ушел в медитативщину, но все так же кайфую от атмосферных, мрачных и "киношных" треков, благодаря которым и полюбил жанр. Ron Cannon — "Dreammaniac", Daniel Deluxe — "Star Eater", Jeremy Schmidt— "Rainbow" и так далее.

Что до Perturbator, то у меня есть небольшая личная история связанная с ним. Летом 2013 года я снял видео (которое ни за что не показал бы сейчас никому) под его демку "Future Club" и запостил это в Twitter. Он увидел ролик (видимо, пацан постоянно мониторил упоминания о нем в ленте, а я то думал у меня проблемы с вниманием) и написал мне, мол, "хэй, клевое видео, чувачок". Я повыделывался перед друзьями, которые даже не слушали тогда его. Спустя два года он написал мне в Facebook с предложением снять клип под его трек. Вот тогда-то я реально был счастлив, но увы, спустя время он от меня загасился и перестал отвечать. Может он изначально даже не мне то предложение выслал, кто знает. Такие дела.

Что ты чувствуешь, когда слушаешь ретровейв? И в какой обстановке предпочитаешь это делать?

По большей части стараюсь слушать в рабочем процессе, когда пишу очередное кино-мнение или сценарий для очередной коммерческой работы. Однажды оборудовал свою комнату красными лампами, но так как я идиот, то сделал это самым дешманским способом. Отказался от этой идеи на следующий же день, потому что после пары часов такой атмосферы мои глаза видели мир исключительно в зеленом спектре. Думаю, когда я однажды остановлюсь на одном месте (сменил около 12 квартир за последние пять лет), тогда и начну уже обустраивать в квартире свою атмосферу "Бегущего по лезвию".

Какой твой любимый жанр в кинематографе? И что больше всего тебя в нем цепляет?

Недавно пытался определиться с любимым жанром и все же решил, что остановлюсь на хорроре. По крайней мере, по части истории жанра и осведомленности тут у меня меньше всего пробелов. Чего нельзя сказать о других жанрах. Тем более что с него и началась моя любовь к кинематографу.

Что касается других жанров: вестерн, например, я только сейчас начал признавать и получать от него удовольствие. А впереди еще изучение японского кинематографа и культовую европейской "новой волны". Вроде и смотрел много, а все так же зелен, как и 15 лет назад. Так что да, хоррор.

Хоррор? Хм, отличный выбор. Со стороны видно, что ты очень сильно любишь Майкла Майерса и Фредди Крюгера. Понятно, что первый представляет из себя прямолинейное и молчаливое зло, тогда как второй всецело отрывается на убийствах и старается максимально их разнообразить. Два совершенно разных героя. В контексте одной эпохи. Так все же, кто, по-твоему, круче?

Оригинальный "Хэллоуин" меня до сих пор пугает, а заглавная тема Карпентера — самое жуткое дерьмо, которое вообще может написать человек. Наверное, Майерс — моя единственная кино-травма детства, с которой я так и не справился. Тот же Пеннивайз из "Оно" после пересмотра пять лет назад показался мне очень забавным дядькой, чего не скажешь про Майерса: ублюдок все так же пугает.

Однако свою любовь отдам все равно Фредди. Крюгер — это рок-н-ролл. Он — воплощение кинематографа. Он яркий, безумный, стильный, громкий, музыкальный. Он не относится к себе серьезно и в тоже время делает "очень серьезное дерьмо". Плюс по части убогих сиквелов Майерсу разве что Джейсон составит конкуренцию. У Крюгера только второй фильм можно считать неудачным, а "Фредди против Джейсона" в моей вселенной попросту не существует.

Какие твои самые любимые фильмы ужасов в 20 и 21 веке? И что скажешь насчет сегодняшнего положения дел в жанре? Достаточно ли тебе того количества картин, которые выходят? “Тебе конец!”, “Кукла”, “Сомния”, “Тишина”, “Оно”,“Синистер”, “Ведьма"

Это, конечно, сложно, но давай попробуем. Любимые хорроры двадцатого века — "Сияние", "Нечто" и "Зловещие мертвецы 2". Это при условии, что Чаки, Крюгер, Майерс и Крик не будут ревновать. Любимые хорроры 21 века — "Астрал", "Затащи меня в ад" и "Джиперс Криперс". Это при условии, что "28 дней спустя" — триллер, а "Хижина в лесу" — комедия.

Касаемо "новой волны" (а я ее называю именно так), то страшно доволен положением дел. Помнится, я посвящал всему жанру отдельную кинолекцию, во главе которой стояло обсуждение возрождения хоррора на примере "Бабадука". Молодые и новоиспеченные авторы вспомнили одну важную вещь о жанре — фильмы ужасов это не набор скримеров на фоне рефлексии ходячих клише-манекенов. Фильмы ужасов — это драма с хорошо прописанными персонажами, погруженными в жуткие условия для развития их характеров. Все великие фильмы ужасов не потеряют ничего, если из них выкинуть мистику — там по-прежнему останутся живые люди с мотивацией и проблемами.

Кстати, что-то слишком много было в предыдущем вопросе работ Флэнегана. Да и Вингард отлично снимает. Думаешь, за этими парнями будущее жанра ужасов? Тем более что Флэнегану могут доверить создание нового “Хэллоуина”?

Я думаю, что Вингард скоро слезет с ужастиков, как это уже сделал Александр Ажа. Сначала ты снимаешь что-то очень дешевое в своем любимом жанре. Делаешь успехи, снимаешь для студии кассовый хоррор-ремейк (у Ажа это были "У Холмов есть глаза" и "Зеркала", тогда как Вингард отличился "Ведьмой из Блэр"), а затем у тебя появляются яйца диктовать студии свои условия для крупного проекта. Так сказать, портфолио позволяет. Вот Вингард и свалил поскорее к "Тетради смерти", а Ажа уже снял свой второй неужастик.

Меня больше интересует, чего ждать от авторов "Оно" 2014 года выпуска. Сам же жанр сейчас в надежных руках Майка Флэнагана, который после "Окулуса" только и делает, что выдает один качественный продукт за другим. Особенно прекрасна низкобюджетная "Тишина". Ну и Джеймс Ван после роскошного "Заклятия 2" напомнил всем, кто тут батя. Надеюсь, парнишка не утонет в "Аквамене".

Да что мы все о хорошем. Какие фильмы ужасов ты считаешь переоцененными? Иногда бывает так, что фильм вроде как и нестрашный, но выглядит чертовски ужасающее (в хорошем смысле). У меня одной из таких картин является "Бабадук".

В свое время, совсем не понял тот хайп, который вокруг него выстроили практически все. Ну никак у меня не укладывается в голове, что фильм, где сам монстр появляется всего пару раз и суммарным хронометражем в пару же минут, достоин звания эталона жанра. Более того, от появления чудовища в картине ничего особо не меняется. Лучше бы создатели и дальше продолжал стелить тот туман недосказанности, который игривыми записками монстра не слабо так по нервишкам давал. Больше бы сошло за грамотную мистику. Но визуал там очень добротный. И показ того, как главная героиня постепенно сходит с ума.

Вот, кстати, зря ты на "Бабадука" бочку катишь. По сути, это настоящий потомок главного хоррора в истории — "Сияния". Фильм Кубрика не просто каноничный для жанра, но и не устаревает. Все его приемы используются по сей день и все равно умудряются проиграть ему в плане атмосферы (про визуал вообще молчу, это ж Кубрик). Если откинуть все теории заговора, откинуть хейт про несоответствие книги, то на деле мы получим драму, поднимающую вопрос домашнего насилия. Мистике (и ее визуализации) там уделяется времени так мало, что если ее вырезать, то хронометраж не упадет до уровня короткометражки. Нет, сэр, отнюдь. Мы будем иметь психологический триллер-драму про отца, который терроризирует свою семью и ребенка, которому приходится бороться с получаемой травмой. Прямо сюжет очередного европейского артхауса, да?

"Бабадук" действует по той же схеме. Он поднимает вопрос сложности материнства. Мистики там на пару сцен, выкинь Бабадука и останется история о том, как женщина потеряла мужа и всеми силами старается не винить в этом ребенка, который, конечно же, все это чувствует. Ты ненавидишь ребенка и сочувствуешь матери. Ты жалеешь ребенка и осуждаешь мать. Очередной артхаус. По Долану, я бы сказал. Что касается хоррор-составляющей — одна из лучших работ со звуком за последние годы. Плюс стильная олдскульщина в дизайне Бабадука. Плюс оригинальная и харизматичная деталь с книгой. Плюс монументальная операторская работа. Артхаусный ужастик, черт его подери. Хоть в Красную Книгу заноси.

Все это подводит нас к тому, что "Бабадук" — ни разу не ужастик. Он скорее триллер, который местами использует элементы хоррора, чтобы хоть как-то взбодрить зрителя. Он не двигает этим сюжет. И уж тем более не пытается придать ему новый окрас. Тебе не столько страшно во время просмотра, сколько ты переживаешь за главных героев. В "Сиянии" же было предостаточно моментов, которые буквально вгоняли тебя в ступор и заставляли дрожать как девченка от испуга. Не обижайтесь, дамы.

Что для тебя в ужасах важнее получить — первобытный страх или физическое отвращение? Проще говоря, вокруг должен быть саспенс или куча внутренностей? Или, быть может, ты предпочитаешь что-то в духе первой части “Техасской резни бензопилой”, где баланс между двумя этими компонентами был прямо-таки идеально соблюден?

Это от настроения зависит. Пытки тоже иногда приятно посмотреть. Помнится, у меня был заскок на пару недель и я посмотрел все: от "Райского Озера" до "Мучениц", зацепив по пути "Человеческую многоножку" и "Месть нерожденному". Кажется, я такой гнилухи на душе не ловил со времен недельного марафона корейских триллеров. Но, конечно, расчлененка быстро надоедает, так что я отдам награду все же первобытному страху.

Безусловно, ретровейв лучше всего воспринимается в контексте чего-либо. Мчишь ты по ночной трассе или в тренажерном зале представляешь себя каким-то киборгом. Или вовсе вспоминаешь лучшие моменты из “Трона” или "Бегущего человека". Скорее всего, без ретровейва многие нынешние фильмы, которые пытаются повторить дух восьмидесятых, просто не получились бы. “Гость” и “Драйв” не были бы таким маскулинными, тогда как “Холод в июле” значительно бы поубавил в собственной брутальности. Вопрос сложный, но нужный — твой любимый саундтрек в таком духе?

Реально сложный, но я попробую выбрать что-то нетривиальное. Хм. Наверное, чаще всего я переслушиваю саундтрек "По ту сторону черной радуги". Каким бы мучительным не показался мне фильм, однако саундтрек в нем более чем роскошен.

Как думаешь, ретровейв закрепится в уме массового слушателя? Или ему уготовлена судьба чего-то, что никогда не выйдет за рамки мимолетных проигрышах на альбомах именитых исполнителей? Хотя бы Petrurbator и Dance with The Dead. Уже не говоря про великое множество гораздо менее известных, пускай местам и куда более талантливых, исполнителей.

Нет, ни в коем случае. Во-первых, это дань ушедшей эпохе, что как бы сразу намекает на ее узкую направленность. Во-вторых, это больше модное направление. Сомневаюсь, что тот же Perturbator будет через 30 лет писать такую же музыку. Когда уйдет мода на ретровейв, все нынешние ребята уйдут в техно, электронику (или что там станет модно) и лишь несколько подвальных гениев будут продолжать творить андергрануд для еще более узкой аудитории.

Ты любишь камерные фильмы или с масштабом? Приводя пример, упомяну "Терминатора". Безумно люблю вторую часть, ведь она для меня эталон как развлекательного, так и по-настоящему умного кино. Тем не менее, куда сильнее импонирует именно первая. Где все куда серьезнее завязано на хорроре и стиле. Там все какое-то более первобытное и… не с таким лоском, что ли.

Или вот "Чужие". Оригинал Скотта — замкнутые пространства, сцена с лицехватом на хирургическом столе и вообще суть повсеместный дух кинематографа семидесятых. Но вот сиквел Кэмерона — настоящий шутер, где только при помощи горелки можно двигаться вперед. Уровень за уровнем. Командно. Максимально эффектно и с сильнейшим упором в грамотный экшен.

Это как вопрос про расчлененку и первобытрый страх. Всегда хочется устроить патихард или, так называемый, "праздник живота" — просто насытиться зрелищным кино и не включать при этом мозг. Расслабился, повеселился, душу отвел. Но это быстро надоедает, я как-то приучил себя за последние годы к камерным вещам.

Касаемо парадоксов, ты мне особо и не оставил выбора. Назвал самые яркие примеры, хитрец. Если, конечно, можно сравнить первого "Крепкого орешка" и четвертого в таком контексте, то я отдам предпочтение оригиналу. Безусловно, машины сбивающие вертолеты — это круто, но я все же за бег босиком по битому стеклу (и рейтинг R).

Ты предпочитаешь сопереживать главным героям в ужасах или наоборот радуешься, когда их убивают? Конечно, все зависит от подачи. Если в той же "Пятнице 13-е" ты только рад тому, что эти тупые студенты и немощные наркоманы мрут. Они ведь самые настоящие отбросы общества, которые не приносят ему никакой пользы. Или как в том же “Дитя тьмы” тебе искреннее жаль главных героев, которым попался реальный сатана с юбкой? Страдания или сострадание? И если бы ты снял свой собственный хоррор, то о чем бы он был? Не только внешне, но и внутренне.

Ну, частично я уже ответил на твой вопрос. Я считаю, что есть хороший читкод для достойного хоррора. Если у автора нет проблем с фантазией касаемо жанра, то ему нужно сначала придумать персонажей и их историю, а уже потом добавить туда монстра. Вот смотри, почему мне так сильно нравится "Астрал"? Там есть одна сцена, когда ночью в доме начинает происходить чертовщина и глава семейства идет проверять комнаты. Что он делает? ОН ВКЛЮЧАЕТ СВЕТ! В КАЖДОЙ КОМНАТЕ! КАЖДЫЙ СВЕТИЛЬНИК! О нет, погоди! В доме происходит что-то непонятное? ОНИ ПЕРЕЕЗЖАЮТ В ДРУГОЙ ДОМ! Да где такое видано было в жанре ужасов? Это же просто разрушение всех мыслимых клише! Да, чертовщина продолжает их преследовать в новом доме, а муж по-прежнему не очень верит жене, но согласись, это уже больше походит на действие и поведение реальных людей, не правда ли? И вот за таких персонажей ты уже действительно начинаешь переживать.

Или давай пойдем еще дальше. Жертвы "Пятницы 13" от фильма к фильму больше напоминают ботов, нежели живых людей. Помню, смотрел шестичасовую документалку про съемки франшизы, так вот каждому персонажу давалась характеристика в сценарии в одном предложении. Актерам просто было нечего играть. Тина — замкнутая девушка, светлые волосы. Ричард — кудрявый брюнет с заразительным смехом. Как за такими следить? Конечно же, ты сидишь и смотришь на часы в ожидании "когда же этих бездушных статистов начнут убивать, а то мне ужасно скучно". А теперь вспомним "Кошмар на улице Вязов". В каждой части персонажей делали яркими настолько, насколько это было возможным. У любого из них были слабые стороны, которыми обязательно мог воспользоваться Фредди. Причем мы знали об этом заранее. Мы понимали, у кого какая мотивация, характер, кто к кому как относится и кто как выглядит. Мы запоминали их имена по ходу просмотра. Именно поэтому нам запоминались их смерти не только за счет креатива. Да, смерть Гленна засунутого в кровать — это величайшая смерть в истории кино, но какое значение она имела для Нэнси? Это была настоящая смерть хорошего пацана. Пойдем от обратного. Самая незрелищная смерть — кунг-фу поединок с невидимым Фредди из четвертого фильма. Что может быть нелепей? Но его смерть — это потеря старшего брата главной героини. И страдают от его кончины там почти все. И ты этому веришь.

Разговорился я, такое надо в многочасовой личной беседе рассказывать, а не в рамках интервью. Извини, мужик. Я это все к тому, что только живые и прописанные персонажи выделяют одни ужастики от других. Ни саундтрек, ни задумка, ни спецэффекты. Персонажи. Если тебе на них все равно, то и на сам фильм после его просмотра будет точно так же. Все очень просто. А к хорошим историям всегда приятно возвращаться.

Какие планы на будущее?

Провести год продуктивно, как никогда. А дальше посмотрим, куда это заведет. Ну и сделать кинотрибьют мощнее предыдущего. Что, как я думаю, нереально.

Спасибо, что уделил время. Творческих успехов и карьерного роста тебе, Макс.

И тебе спасибо за очередную возможность поумничать и поболтать за кино.