Rogue One

Восстание живет надеждой

kartosh

“Изгой-один: Звёздные Войны. Истории” (Rogue One: A Star Wars Story) — первый спин-офф вселенной Star Wars, созданной Лукасом в далеких 70-х. Он вновь возвращает нас к событиям оригинальной трилогии, Звезде Смерти и расцвету Империи. События фильма предшествуют четвертому эпизоду главной звездной саги, и рассказывают историю, о которой мы могли лишь слышать обрывками.

В далекой-далекой Галактике неспокойно. Могучая Империя в тайне от всех строит ультимативное оружие под названием “Звезда Смерти” — гигантский космический бластер, способный уничтожать целые планеты. Повстанцы продолжают борьбу, но сейчас они не особо сильны, и поэтому вынуждены действовать партизанскими методами, время от времени совершая набеги на имперские станции. Узнав о “Звезде Смерти”, силы сопротивления окончательно теряют надежду. Но, как известно, любое восстание живет надеждой, и она приходит, когда ее, казалось бы, ждать уже неоткуда.

Много лет назад инженер по имени Гален Эрсо (Мадс Миккельсен) под напором и угрозами имперского офицера, Орсона Кренника (Бен Мендельсон), начал строительство совершенного оружия в интересах Империи. По вине того же Кренника, Эрсо был разлучен с дочерью Джин. К счастью, девочку укрыл у себя один из лидеров восстания, Со Геррера. (Форест Уитакер). Через десяток лет судьба сталкивает Джин и повстанцев.

Именно в лице Джин Эрсо (Фелисити Джонс) сопротивление обретает надежду. Гален оставил послание для своей звездочки (так он называл дочку). Послание поможет нанести удар по Империи. Движимая злобой за отнятые у нее годы жизни вместе с семьей, Джин отправляется в опасное приключение, чтобы не только отомстить, но и отыскать отца, который, быть может, еще жив.

Некоторым может показаться, что история незамысловата, а ее исход легко предугадать. Но здесь не все так просто. Вся красота Rogue One кроется в подаче и деталях. Если The Force Awakens получился эдаким сказочным приключением с намеками на судьбу, силу и высшую цель, то Rogue One пошел по пути полной противоположности. Да и вообще, новая картина кажется антиподом всей серии. Это жесткий, брутальный и бескомпромиссный фильм. Сценаристы трансформировали общую идею о противостоянии двух фракций из борьбы идеологий, а также противостояния темной и светлой стороны в нечто личное — мотивированное средой воспитания, злобой и местью. Личные мотивы соседствуют с благородной целью и в фильме есть намного больше, чем просто борьба добра со злом.

“Изгой один” это история не о героях и не о злодеях, но о людях, которым довелось работать вместе. Здесь шпион шпиону враг и лишь общие трудности в состоянии сплотить команду. Джин, к примеру, сперва  вовсе не заинтересована в успехе миссии и преследует личные цели. Капитан Кассиан Эндор (Диего Луна) — лжец и подонок, руководствующийся лишь интересами повстанцев, даже когда очевидно, что их приказы не вполне обоснованы и так уж необходимы. Перепрограммированный имперский дроид K-2SO, конечно же, душа команды. Причем, как бы странно это ни звучало, в Rogue One лишь ему авторы позволяют шутить. Тем более, что количество комичных сцен и моментов можно пересчитать по пальцам одной руки. Это не хорошо и не плохо, а скорее уместная жертва, которая задает картине более серьёзный тон.

Добавили личных мотивов и злодеям. Орсон Кренник руководствуется собственными амбициями и соперничает с Таркиным — покойного актера Питера Кушинга добавили в фильм с помощью компьютерных технологий. Кроме того, у картины очень талантливый актерский состав, пускай и не слишком звездный. Бен Мендельсон воплотил на экране настоящего тирана. Его герой задыхается от собственных амбиций, страшен в гневе и беспощаден к людям. Настоящий злодей. Фелисити Джонс, чья героиня противостоит ему, очаровательна и каждый раз приковывает внимание к себе. Пожалуй, Гарет Эдвардс разглядел в ней бунтарку.

В Rogue One присутствует пара сцен с участием Дарта Вейдера, но как же они хороши! Эдвардс совсем не увлекается отсылками к оригинальной трилогии, как это делал Абрамс. The Force Awakens буквально пестрила поклонами творениям Джорджа Лукаса. Однако у Rogue One свой путь. Если быть до конца честным, то это, наверное, первый фильм Star Wars в истории, который не страдает цитированием самого себя и своих братьев. Нет, здесь по-прежнему говорят о Силе устами хранителей Храма Джедаев Чиррута Имве (Донни Йен) и Бейза Малбаса (Цзян Вэнь). Замечательно, что Эдвардсу хватило смелости отойти чуть в сторону и донести свое авторское видение. Эдвардс снял полностью самобытное и целиком самодостаточное кино. Оно оглядывается на классику, но не копирует, не напоминает лишний раз, а погружает в собственную историю.

Оригинальность ленты выражается не только в мрачных настроениях, но и в постановке. За два с небольшим часа герои фильма проносятся по десятку разноплановых и непохожих друг на друга планет, бьются на земле и в воздухе, в стенах имперских сооружений и за их пределами. Схватки выглядят действительно жестокими и насыщенными, в отличие от тех, к которым мы привыкли в легких по тону оригиналах. Более того, в Rogue One потери несут действительно обе стороны: штурмовики, наконец, научились держать бластер в руках. А тот факт, что каждая смерть тут не возносится до трагедии древнегреческого масштаба, лишь напоминает о том, что речь идет о войне. Думаю, что не ошибусь, если скажу, что Эдвардс относится к смерти в Rogue One цинично, несколько буднично. Непривычно видеть Star Wars с такой стороны.

На мой взгляд, Rogue One получился именно таким, каким должен был. Есть ли у него недостатки? Конечно, у кого их нет? Фильм можно поругать за размытый посыл, недостаточно хорошо сформулированные характеры пары персонажей, Со Герреры, например. Кому-то просто не понравится, что лента отошла от канонов. Все в мире субъективно, все дело вкуса и личного отношения. Важно другое: о Rogue One будут говорить. О фильме есть, что сказать и о чем поспорить. Когда на экране пойдут финальные титры, каждый решит для себя, но факт остается фактом — фильм нужно увидеть своими глазами. Впервые это по-настоящему другие “Звездные войны”: жестокие и бескомпромиссные.