Леонард Коэн
Нельзя вечно бояться смерти
10 ноября мир облетела весть о смерти канадского поэта, писателя и певца Леонарда Коэна. Он был одним из известнейших и знаковых творцов прошлого и нынешнего века. Его песни перепевали из года в год десятки исполнителей, а стихи становились предметом обсуждения и восхищения читателей. Ему подражали, его любили. Леонард Коэн умер в своем доме в Лос-Анджелесе 7 ноября. Ему было 82 года.
Автор Shazoo постарался описать основные этапы жизни Леонарда Коэна и сформулировать его вклад в мировую культуру.
Леонард Коэн родился 21 сентября 1934 года в Канадском городе Монреаль в семье Натана Коэна и Маши Клоницкой. Отец Леонарда, имевший польские корни, занимался торговлей и умер, едва мальчику исполнилось девять лет. Творческие порывы поощрялись в его семье, и в 13 лет он впервые взял в руки гитару, чтобы произвести впечатление на одну из знакомых девочек. Два года спустя юноша занялся поэзией.
В 1951 году Коэн поступил в университет Макгилла. Наследство, оставленное отцом, позволило ему вести достаточно свободный образ жизни и не заботиться о деньгах. Он посвятил себя поэзии, а уже пять лет спустя вышел его дебютный сборник Let Us Compare Mythologies. В 1961 году вышел второй и назывался The Spice-Box of Earth. Эти два сборника принесли ему известность в поэтических кругах и первые, пусть и скромные доходы.
После окончания университета Коэн переехал на греческий остров Гидра, где семь лет прожил со своей возлюбленной, Марианной Илен и ее маленьким сыном Акселем. За время своеобразного затворничества Леонард перешел от малых форм к большим и опубликовал романы The Favourite Game и Beautiful Losers. Второй роман был тепло принят литературными критиками. Журнал Boston Globe даже сравнивал писательский талант Коэна с Джеймсом Джойсом (“Улисс”). Сегодня каждый из его романов разошелся по миру тиражом почти в миллион экземпляров.
Отношения с Марианной сильно повлияли на Леонарда. Девушке он посвятил одну из своих самых знаменитых песен So Long, Marianne — прощальную и полную грусти. Чувства к ней он пронес через года. Она умерла 28 июля 2016 года от рака. За несколько дней до ее смерти Леонард передал ей трогательное письмо.
Ну вот, Марианна, настало время, и мы действительно постарели, наши тела подводят нас, и я думаю, что последую за тобой очень скоро. Я прямо за тобой, если протянешь руку, думаю, там будет моя рука.
Я всегда любил тебя за твою красоту и мудрость, но мне нет нужды говорить об этом снова, ты и так всё знаешь. Хочу пожелать тебе хорошего путешествия. Прощай, мой старый друг. Любовь моя, увидимся в конце пути.
Два дня спустя она умерла.
В 1967 году Леонард Коэн приехал в Соединенные штаты Америки. Здесь началась его музыкальная карьера и, стоит отметить, началась практически случайно. Леонард познакомился с достаточно известной на тот момент певицей Джуди Коллинз. Ей очень понравились его песни — несколько из них она взяла себе. Композиция Suzanne в исполнении Коллинз обрела большую популярность, и певица убедила Леонарда начать записываться самому. В том же году он выпустил свой дебютный альбом Songs of Leonard Cohen. Пластинка держалась в чартах больше года и была с восторгом принята в фолк кругах.
Два следующих альбома Songs From a Room (1969) и Songs of Love and Hate (1971) критики приняли прохладнее, однако в них вышли четыре знаковые песни: Bird on a Wire, The Story of Isaac, Joan of Arc и Famous Blue Raincoat. Несмотря на чуть меньший успех новых пластинок Коэн открыл себе путь в Европу, а любовь его поклонников продолжала расти, придавая ему черты культовой фигуры в искусстве. После трехлетнего перерыва музыкант записал четвертый альбом New Skin for the Old Ceremony, где преобладали депрессивные настроения и было больше разнообразия. Слава постепенно начала возвращаться к нему, и в 1975 году вышел сборник лучших песен под заголовком The Best of Leonard Cohen. В следующие десять лет он выпустил несколько записей, которые были популярны с переменным успехом: от полного провала в 1979 году до сильных треков в 1985.
Именно в 1985 году вышла песня Hallelujah, знакомая даже тем, кто никогда не слышал о Леонарде и его творчестве. Hallelujah — лирическая баллада, записавшая красными чернилами имя Леонарда Коэна в мировую историю музыки. За тридцать шесть лет ее перепевали сотни раз, среди самых знаменитых ее версий вариации от Боба Дилана, Джефа Бакли, Руфуса Уэйнрайта, Боно, группы Bon Jovi. Даже сейчас она держится в эфире радиостанций и звучит в сериалах и кино.
Леонард часто говорил, что процесс сочинения стихов дается ему нелегко. В одном из интервью он рассказал о беседе, которая состоялась у него с Бобом Диланом в Парижском кафе за чашкой кофе:
В то время он исполнял песню Hallelujah на своих концертах и спросил меня, сколько времени ушло на её написание. Я сказал: “Два года, почти целиком”. Он был в шоке. Затем мы заговорили о его песне I And I и я спросил: "Сколько времени ты потратил на то, чтобы написать её?” Он сказал: ”Практически 15 минут”. Я чуть не упал со стула. И самое смешное в том, что я соврал. На самом деле, на Hallelujah ушло почти 5 лет. Конечно, и он соврал. У него, наверное, ушло минут десять.
Леонард Коэн обладал гипнотическим, низким голосом, который ни с чем нельзя было спутать. Вопреки уникальности своего вокала и манеры исполнения в большей степени он запоминался как поэт-исполнитель, нежели певец. Под влиянием его творчества выросли такие артисты как Джоан Базз, Ник Кейв, Джо Кокер, Нил Даймонд и многие другие.
В конце восьмидесятых — начале девяностых Коэн отошел от привычной лирики и меланхолии, новые композиции приобрели политический окрас, становились своего рода манифестом. Зачастую он отражал в своих песнях проблемы социального неравенства, лицемерия и лжи в обществе.
Леонард Коэн оставался требователен к себе и своему творчеству, оттого его поклонникам приходилось ждать новых релизов по несколько лет. На пороге своего шестидесятилетия, после концертного тура в поддержку альбома The Future, он уйдет в калифорнийский центр дзен-буддизма и будет вести почти монашеский образ жизни. За следующие девять лет он не напишет ни одной песни.
Лишь в 1999 году Коэн вернется к обычной жизни и вновь займется музыкой. В соавторстве с Шэрон Робинсон он записал пластинку Ten New Songs (2001). С тех пор его новые записи создавались при участии различных музыкантов и авторов — Dear Heather (2004), Blue Alert (2006). В 2008 году Леонард отправился в долгожданный концертный тур. Он объехал множество городов, в том числе в 2010 году дал единственный концерт в Москве. Кажется, именно тогда он вновь обрел гармонию с самим собой и творчеством. Некоторое время спустя его имя внесли в зал славы Рок-н-ролла, в очередной раз подчеркнув важность его персоны для современного искусства. В 2012 году вышел его альбом Old Ideas.
В октябре этого года он выпустил свой последний альбом You Want It Darker. Тексты песен были наполнены рассуждениями о близкой кончине и принятии судьбы. Казалось, Коэн предсказал свою смерть.
Леонард однажды сказал, что все самые хорошие произведения на Земле созданы из-за отсутствия любви. Кажется, он был живым опровержением собственным словам. Ему удавалось создавать произведения, которые западали людям в душу, писать такие песни, к которым люди возвращались в трудную минуту. В стихах и мелодиях Леонарда Коэна всегда находилось место светлой грусти и житейской мудрости, свету во тьме и теням на свету. Люди любили его и то, что он делал.
Знаете, мне кажется, что такой талантливый человек, как Леонард Коэн, всегда видит и знает чуть больше, чем мы с вами. В своем творчестве, где-то между строк, Леонарду удалось сохранить частичку человеческой души — мудрой и немножко сентиментальной. Своими проникновенными рифмами и вкрадчивым, низким голосом он завоевывал наши сердца, давал надежду, не это ли истинное предназначение и радость для артиста? За ним осталось великое наследие.
В конце выступления он всегда снимал шляпу, теперь наш черед. Хорошего вам путешествия, мистер Коэн, спасибо за всё.
- Благодаря ИИ The Beatles номинированы на две премии Грэмми
- Sony анонсировала PlayStation The Concert — мировой тур, стартующий в 2025 году
- Раскрыта основная тема Dragon Age: The Veilguard