Review - 007: Спектр

Автор: Алексей Ионов

Выполняя последнюю волю погибшей начальницы, Джеймс Бонд выходит на след таинственной преступной организации «Спектр», на фоне которой его прошлые враги - школьные хулиганы. Пытаясь найти главу "Спектра" Джеймс вновь сталкивается с призраками прошлого.

В былые времена почти все фильмы «бондианы» были невзаимосвязаны, но после перезапуска франшизы в 2006 году ситуация поменялась. «Квант милосердия» был прямым продолжением «Казино «Рояль», а «Скайфолл» строился на фундаменте, построенном ими обоими. «Спектр» идеально вписался в этот ряд, объединяя все картины с Крейгом в одно целое. Он подвел логическую черту под историей агента 007 в исполнении Крейга. Круг замкнулся, и если он соберется уйти с роли Бонда, на что намекает последнее интервью, время будет выбрано идеально.

Некоторые возрадуются, ведь образ известного шпиона подрастерял шарм и обаяние, что понятно – Крейг не похож на благовоспитанного британского джентльмена. Однако он всегда тщательно придерживался отведенной роли безжалостного, эмоционально выгоревшего убийцы, прущего к намеченной цели с настойчивостью и грацией танка. Никому не доверяющий, не признающий авторитетов, внушающий трепет своими социопатическими замашками и совращающий дам не лоском, а наглостью и животным магнетизмом – из всех актеров Крейг оказался больше всех похож на полевого агента, думающего в первую очередь о выполнении миссии и себе.

Соответствию непривычному для фанатов образу придала и безбашенность, раньше не демонстрируемая ни одним из Бондов столь явно. Крейг то уходит в импровизированный отпуск в "Казино "Рояль", то не согласовывает свои действия с начальством в "Кванте милосердия", то берет дело в свои руки в "Скайфолле" и увозит М в родовое поместье. В «Спектре» он уже не мелочится в своей самодеятельности и едва не разносит половину Мехико. Да, Бонд полезен и эффективен, но от секретных агентов требуется осторожность, филигранность в действиях и меньше публичности. С таким подходом к делу его, по идее, давно должны были отстранить, но сильные мира сего разумно предпочитают держать двуногое стихийное бедствие на коротком поводке.

Забавно, но именно из-за своих недостатков крейговский Бонд стал самым понятным для зрителей, ведь раньше для них этот персонаж был «в чужой душе потемки». До Крейга ситуации, когда 007 воспринимал что-то лично, случались редко. С ним же мы видим сначала трещащую под чарами Веспер Линд душевную броню и последующую отставку для мирной жизни с любимой женщиной. Потом он долго и больно мстит тем, кто подтолкнул её к предательству, а много позже оправляется от того, что собственная организация едва его не убила. «Спектр» заставляет многострадального агента ещё раз заглянуть вглубь себя и своего прошлого и задать пару важных вопросов.

Однако столь навязчивое желание сценаристов связать прошлое 007 с основным действом напрягает, так как из-за него рушится логика повествования. Джеймс, стремясь защитить М, увозит её в свой заброшенный отчий дом в Шотландии, что вызывает неудобные вопросы к авторам «Скайфолла». Тоже происходит и со «Спектром», пытающимся убедить зрителя, что Франц Оберхаузер стал главой самой влиятельной преступной организации в мире из-за какой-то мелочи, неподеленной в юности с будущим оперативником MI6. По той же неведомой причине он, начиная с «Казино», гадил агенту всеми силами. Что это за детский сад?

Роль Оберхаузера, кстати, исполняет Кристоф Вальц, с коим связано ещё одно разочарование. Сценаристы слабо проработали его персонажа и уделили мало экранного времени. Играть Вальцу особо нечего. Возникло ощущение, будто создатели фильма всерьез боялись того, что злодей отнимет у героя все внимание и зрительские симпатии. Потенциал главы «Спектра» попросту не раскрыли, так что его, вероятно, ждет место среди безликих героев живучего британца.

Ситуация с сюжетом «Спектра», кстати, напоминает «Скайфолл». Он кажется идеально выверенным и держит в напряжении ровно до того момента, как чей-то ужасный план являет себя во всей красе. В «Скайфолле» продуманный много лет назад план Рауля Силвы строился на том, что теракт в здании MI6 приведет к парламентским слушаниям с участием M. В «Спектре» гением планирования стал сам Бонд. Он заявился в логово своего смертельно опасного врага без плана, зато с девушкой, которую от преступников надо прятать.

Ужас в том, что крейговский Бонд всегда такой. Он сначала делает, а потом уже думает, да и то не всегда. Тот факт, что ему опять сошло все с рук, свидетельствует не о везучести и гениальности протагониста, а о глупости антагониста. Одна радость в «Спектре» появился достойный внимания подручный злодея – огромный и опасный мистер Хинкс в исполнении Дейва Батисты. Увидев его, Челюсти радостно улыбнулся бы.

Приятной неожиданностью «Спектра» стал тот факт, что в кои-то веки MI6 отведена роль, не ограничивающаяся введением 007 в курс дела. М, Таннеру, Манипенни и Кью пришлось немножко поработать самостоятельно. Для первого за двадцать пять фильмов раза у них получилось неплохо – они ничего не запороли и остались живы. Заодно они визуализировали давно подозреваемый фанатами факт – без Бонда дни MI 6 сочтены.

Динамика и последовательность событий порадовали не меньше, так как из всех крейговских фильмов «Спектр» смотрится бодрее всего. У него, пожалуй, лучшая вступительная сцена из всех ранее виденных в «бондиане», повествование не провисает, а видеоряд и цветовая гамма выглядит цельными. В ленте хватает и шуток, и смешных моментов, и отсылок к предыдущим частям. Особенно удались перепалки с Кью. Жаль, финал немного подкачал. Впервые за карьеру Бонд проявил милосердие, когда этого меньше всего от него ждали, чем, скорее всего, основательно усложнил жизнь будущим своим воплощениям.

Напоследок следует отметить тот факт, что «Спектр» дает самый внятный ответ на вопрос, всплывающий в «бондиане» аж с «Золотого глаза». Зачем современному миру с его дронами и гаджетами анахронизм родом из Холодной войны - известный половине мира агент с лицензией на убийство? Да затем, что лицензия на убийство дает право не только убивать, но и миловать, чего не способна сделать ни одна программа. Только человек может понять, когда стоит жать на курок, а когда – нет. Жаль, человека агент 007 стал напоминать лишь с приходом эмоционально скудного Дэниела Крейга. Есть в этом неуловимо британская ирония.


 

«007: Спектр» - бодрый и динамичный, но не до конца продуманный фильм, подводящий логическую черту под сюжетной линией Джеймса Бонда в исполнении Дэниела Крейга. «Спектр» будоражит разум красками и красотками. Пьянит великолепной атмосферой и цельностью. Печалит сюжетными ляпами и детсадовскими мотивами кардиналов преступного мира. Неизвестно, увидим ли мы Крейга в качестве вновь, но именно на нем завершился большой цикл «бондианы». Эрнст Ставро Блофельд и его белый кот вернулись. Круг замкнулся.

Больше статей на Shazoo
Тэги: