Review: Марсианин
Автор: Алексей Ионов
Американский писатель Энди Вейер - чертовски удачливый человек. Дебютный роман, который поначалу никто не хотел печатать, и автору приходилось выкладывать его по частям на своем сайте, стал международным бестселлером и получил высокобюджетную голливудскую экранизацию. Причем её режиссером стал не абы кто, а сам Ридли Скотт. Более того, почтенный постановщик, которого после ряда откровенно слабых работ поспешили отправить на пенсию, внезапно собрался и снял, пожалуй, свою самую лучшую картину в новом тысячелетии и вероятного кандидата на лучший фильм 2015 года.
Одна из главных составляющих успеха "Марсианина" кроется в том, что съемочная группа практически ничего не стала менять в первоисточнике. Конечно, Скотт не стал переносить текст дословно, сократил ряд сюжетных линий и избавился от нескольких достаточно важных в контексте романа событий, но сохранил дух и атмосферу первоисточника, образы всех персонажей и бережно адаптировал все самые сильные и запоминающиеся сцены. Пожалуй, единственная претензия к сценарию картины заключается в том, что Ридли слишком уж урезал финальную треть книги. Подобный грешок присутствовал и у Вейера, который пропустил несколько месяцев, предшествовавших путешествию Марка к кратеру Скиапарелли, но если в книге сама поездка описана достаточно подробно, то на экране ей уделили не более нескольких минут.
В каком-то смысле Ридли Скотту достался идеальный для экранизации материал, но в то же время первоисточник таил в себе некоторые проблемы. В первую очередь, сложности могла вызвать манера подачи материала. По сути, книга - это личный дневник Марка Уотни, рассказ от первого лица обо всех неурядицах, через которые космонавту пришлось пройти за время своего вынужденного полуторагодичного пребывания на красной планете. Ридли не стал полностью отказываться от данного приема, записав несколько видеообращений Марка к человечеству, но в остальном события книги показаны через действия главного героя, порой сопровождаемые его внутренними диалогами.
В такой ситуации очень многое зависит от исполнителя главной роли, и Мэтт Дэймон с поставленной задачей справился идеально. Он первоклассно передает все обуревающие Марка эмоции: от счастья и неиссякаемого оптимизма до боли, ярости и отчаяния. Мэтт прекрасно работает один в кадре, где надо он выглядит озорным и ироничным сорванцом, где надо - сосредоточенным исследователем. Некоторые сцены вообще не содержат никаких реплик героя, однако Дэймону не нужны слова, чтобы показать, что Уотни чувствует в каждый конкретный момент.
Как и в книге, фильм уделяет внимание не только приключениям Уотни на Марсе, но и тому, что происходит с другими членами экспедиции на борту "Гермеса", и тому, что творится на Земле. Здесь Скотт также остался верен духу первоисточника и сохранил практически все ключевые события. Пожалуй, цензуре подверглась только романтическая линия между партнерами Марка по команде, доктором Беком и инженером-компьютерщиком Бет Йоханссон. Впрочем, экранизация компенсирует этот недостаток в финальных кадрах, в которых показано, что у пары родился первый (или уже нет) ребенок.
Пожалуй, концовка - это единственное существенное отличие экранизации от первоисточника, да и то она не столько противоречит книжному варианту, сколько дополняет его, и не зря! Вейер уж очень резко обрывал повествование в финале, в версии же Ридли Скотта показано, что стало с каждым из более-менее важных персонажей картины спустя несколько лет.
Первые отзывы на "Марсианина" оказались на редкость положительными, и это вселяет веру в будущие успехи подобных проектов. Да, в картине хватает зрелищных сцен, которые сполна заставляют зрителя понервничать, но они в данном случае являются лишь бонусом к очень неспешной истории о том, как один человек протянул на Марсе в одиночку полтора года благодаря своей смекалке, научному образованию и силе воли.
И если есть будущее у подобных фильмов, значит, есть и будущее, в котором живут герои подобных картин, отчаянные и смелые люди, готовые рисковать собственной жизнью ради чего-то большего, например идеи, науки и космических исследований. И как знать, возможно, когда у первых покорителей Марса спросят, что вдохновило их на карьеру космонавта, они ответят: приключения Марка Уотни. Ну, без той части, где ему нужно одному выживать на Красной планете в течение полутора лет.
- Правительству РФ предложили поддержать выпуск 550 фильмов с бюджетом 200 млрд рублей
- Тимоти Шаламе подписал многолетний first-look контракт с Warner Bros.
- Хоррор MaXXXine, продолжение "X" и "Пэрл", выйдет в российском прокате