Как действительно проходили битвы древности

Учтите, что я не историк, и лично не занимался изучением дошедших до нас документов. Это лишь то, что я читал и слышал от других людей, которые как раз увлекаются данной темой. В частности, данная модель античной битвы была описана такими историками как Адриан Голдсуорти, который занимался именно военной историей и написал книгу о Римской Армии 100 BC - 200 AD.

Начиналась античная битва с того, что лидер обращался к своим войскам, распаляя их. Предположительно, когда армия была достаточно большой, делал он это несколько раз подряд для разных групп солдат.

Когда приходило время, он подавал сигнал к атаке. Обычно это делалось при помощи музыкальных инструментов, вроде рогов или барабанов, после чего войска начинали продвигаться. Солдаты либо слышали сигнал, либо просто следили за своими штандартами – отряда или всей армии, если он двигался, то наступило время битвы.

Что было дальше – покрыто завесой времен. Возможно в последние годы открыли что-то новое, однако документальных записей относительно технических деталей битвы практически нет, в результате чего историкам приходится анализировать более поздние войны с большим числом источников, также полагаясь на психологию человека, заметок ветеранов и тому подобное. Общая теория полагает, что 99.9% солдат не хотят умирать – они хотят сделать так, чтобы их оппонент умер. А если помнить, что в древности не было современной медицины, антибиотиков и даже болеутоляющего, не было Женевской Конвенции, зато было огромное количество острых вещей – бег в пекло боя был ужасающим опытом. Толпы солдат не бегали друг на друга – они сохраняли формацию, так как в этом случае солдаты знали, что левый и правый фланги закрыты. А если солдат падал, то его могли прикрыть те, что сзади, дабы вы могли добраться за линию фронта и попытаться выжить. Все те дикие сражения в ближнем бою, которые мы видим в фильмах и играх – это бред, на который не согласится ни один разумный солдат.

Так что же происходило? Все просто и довольно примитивно.

Обе стороны в этот момент распалены и чем ближе к столкновению, тем активней машут оружием и кричат.
В какой-то момент одна из сторон совершает тактическое отступление – даже не понеся жертв.
Либо, даже если ни одна из сторон не паникует, они не готовы вступать в кровопролитие - предположительно, такое бывало чаще всего.

Если обе стороны останавливаются, то они делают это на безопасной психологической дистанции – где их не заденут копья или мечи. В этот момент командиры отрядов, знать, ветераны или просто закаленные солдаты, постараются воодушевить своих солдат на битву. Солдаты будут издеваться, кричать оскорбления, призывать богов и оказывать прочее психологическое давление, чтобы заставить себя пройти еще десяток метров к потенциальной смерти. 

В итоге кто-то все же наберется смелости и начнет движение, и отряд последует за ними... в ином случае они останутся беззащитны. Две линии вступят в контакт и подавляющее большинство будет махать защитным образом – скрываясь за щитами и пытаясь остаться в живых. Ветераны, знать и прочие опытные войны, будут активно стараться убить оппонентов и разбить формацию.

Через какое-то время обе стороны устанут, и отступят на безопасную дистанцию, чтобы перевести дыхание. Раненых будут отправлять за линию. После этого процесс психологической подготовки повторяется до нового столкновения. И все это может продолжаться часами, однако лишь очень короткий промежуток времени займет само сражение. Под конец одна из сторон наберет слишком много раненых или у них не хватит смелости для продолжения.

Очевидно, что если говорить о формации элитных воинов, то они будут более агрессивными -  к примеру конница. Но, если речь идет о пехоте, то в действительности количество жертв в битвах было не таким уж большим, а если и умирали, то во время бегства – ударом в спину. Но и это было не частым явлением. Иначе бы солдат не хватило на постоянные войны.

Что касается пьяных солдат, то если говорить о Риме и Греции – маловероятно, что военачальники напаивали свою армию. Еще Аристотель считал, что пьяный в битве – это признак трусости. Хотя Ксенофон утверждал, что это делает войска энергичней. Однако с Римской точки зрения, где армия придерживалась высоких стандартов дисциплины – пьянки перед битвой, тем более санкционированной полководцем – скорее всего были исключением, чем правилом. Одной из причин, почему брат Ганнибала проиграл битву было то, что Кельтские союзники напились в ночь перед сражением.

Больше статей на Shazoo
Тэги: