Christmas Science: Эффект Венеры и многовековая иллюзия

На что смотрит эта дама? Если вы скажете, что на "свое отражение в зеркале", то вы будете не правы. Это оптический трюк используемый как средневековыми художниками, так и современными режиссерами. Это фокус по искажению физики для достижения артистизма. Сегодня мы узнаем о Эффекте Венеры.

Во все эпохи создавалось очень большое количество работ где фигурировала Венера – во многом потому что богиня любви позволяла как художникам так и ценителям детально изучать их любимый предмет – обнаженную женщину. Венера, в мифологии, обладала великолепной красотой, которую она не скрывала в отличие от других богинь. Это позволяло художникам изображать Венеру без одежды. Венера так же была известна своим тщеславием, поэтому изображение ее разглядывающей себя в зеркале совершенно естественно. Для художников это является преимуществом, потому что позволяет изображать объект с нескольких углов... Однако проблема в том, что это не так. Хотя большинство описаний картины утверждают, что Венера смотрит в зеркало на себя, если вы внимательно подумаете об углах отражения, то поймете, что она не могла бы увидеть свое отражение. Венера не смотрит на себя. Венера смотрит на художника – или зрителя. Тот факт, что очень многие люди считают, что она видит в зеркале себя – и называется Эффектом Венеры.

Так почему же люди считают, что Венера смотрит на себя? Может быть это связано с тем, что люди слышали истории о Греческих божествах и том, что они делали с теми людьми,  которые подглядывали за ними? К примеру, Артемида превратила одного мужчину в оленя, так что его собственные собаки загнали и убили его. С другой стороны, причина может быть в фундаментальном непонимании физики. Группа исследователей из университетов Ливерпуля и Манчестера обнаружила, что предположения о том, будто женщина на картине видет себя в отражении показывает ошибки в том, как люди думают об отражениях и зеркалах в целом.

Исследователи показывали людям классические картины и фотографии на которых присутствуют зеркала и их отражения в зеркалах. Ученые так же попросили подопытных зарисовать линии взгляда направленные на зеркало. Так же исследователи меняли ориентацию субъектов на фотографиях, так что Эффект Венеры был полностью удален. Однако позитивных результатов было не очень много. Подопытные приходили к выводу, что то что они видят – видит и субъект на фотографии – даже если ошибка была очевидна.

Не зависимо от положения зеркала или субъекта, люди продолжали считать, что если субъект находится близко к зеркалу, то он видит свое отражение. Эффект Венеры проявлялся еще сильнее, когда субъект отражался в зеркале прямо для зрителя. Даже не обязательно лицо. Таким образом ученые пришли к выводу, что зритель зачастую не способен поставить себя на позицию изображенного субъекта.

Однако вполне возможно, что Эффект Венеры кроется в другом. Люди могут обращать больше внимание на сюжет работы, нежели на физику. Очень часто мы видим подобное в фильмах, когда персонаж смотрит в зеркало и аудитория видит его выражение как будто это они смотрят на себя. Хотя в действительности актер обычно смотрит прямо в камеру – иначе бы нельзя было увидеть лицо персонажа. 

Суть Эффекта Венеры в том, что хотя он не отрицает геометрию и физику, он существует как часть процесса коммуникации – передачи определенного эмоционального ощущения прямо на зрителя. 

Прочитать работу на тему Эффекта Венеры можно тут.

Больше статей на Shazoo
Тэги: