Steam для Ubuntu: мысли на тему
"В посте нового Valve Linux блога, команда из 11 разработчиков рассказала о своей главной цели: клиент Steam на Ubuntu 12.04, и это событие так же будет поддерживаться релизом Left 4 Dead 2 на Linux."
Чуть подробнее тут.
Итак, что же эта инциатива Valve даст обычным геймерам, если завершится с успехом?
Самый первый и очевидный факт - в Линуксе появится Steam. Правда, мир Линукса довольно большой и Ubuntu это лишь один из сотен существующих дистрибутивов. Хотя крупных, которые используются простыми смертными (а не бородатыми админами), на самом деле не так и много. Так или иначе, начинать с чего-то всё-равно надо, а Ubuntu как по мне так и вовсе был лучшим выбором из возможных. И если дело пойдёт в гору, то освоение новых дистрибутивов будет лишь вопросом времени.
Факт второй - мы получим Left 4 Dead 2. Что ж - не самый плохой выбор. Первой игрой, безусловно, должно было стать что-то мультиплеерное и долгоиграющее (ну, согласитесь, кому был бы нужен тот же Portal 2?). Так что выбор лежал где-то в плоскости между TF2, L4D2, CS:Source и т.д.
Самый интересный вопрос: а что же мы получим ещё?
Во-первых: Steam как платформу. Steam хорошая платформа. Если вам нужно без особых проблем и хлопот продать созданную вами игру - обращайтесь в Steam. Конечно, вы должны быть готовы к тому, что придётся делиться доходами с Valve. Что поделать, таков бизнес. Тем не менее, если представить себе все возможные варианты продвижения продуктов в Linux'е, то Steam окажется лучшим.
Вариант "пришёл, увидел, скачал и поиграл" в Линуксе не приветствуется. Поэтому у путь разработчиков лежит к репозиториям (откуда в Линуксе обычно качается весь софт). А там не больно то и попродаёшь что-либо. Не смотря на то, что в той же упоминаемой Ubuntu 12.04 есть возможность не только качать софт, но и покупать его, всё это может наткнуться на нежелание пользователей это делать - просто из философии самого Линукса. Поэтому единственное что можно с успехом проталкивать в репозиториях это free-to-play.
Кстати, сразу замечу, что в каталоге Ubuntu без всяких Steam можно прямо сейчас найти и купить такие вещи как Braid, WorldOfGoo. Которые, наверное, хоть как-то да продаются. Из уважения к самим играм.
Наконец, есть та же Desura. Которая, по сути - прямой конкурент Steam. Хотя я полагаю только по сути, а не по факту. Desura по большей части прибежище инди-игр. И, если Valve начнёт накачивать платформу крупнокалиберными хитами - рано или поздно все прочие притянутся туда же. А Desura так и останется узкоспециализированной платформой. Причём, довольно хардкорной, так как она гораздо либеральнее Steam к качеству выпускаемой продукции (некоторые игры, например, откровенно выглядят сделанными на коленке).
Так или иначе Steam это широко известная платформа с отработанными и понятными всем участникам рынка механизмами. Поэтому, при появлении этой платформы в среде Линукса она, скорее всего, станет доминирующей в секторе видеоигр.
Наконец... игры.
Во-вторых, игроки получат игры. Ну, по крайней мере одна им обеспечена - это Left 4 Dead 2. Если серьёзно, то это неплохо. Потому что если Valve запустит Left 4 Dead 2, то значит при должном старании она сможет запустить любую игру на движке Sorce. Начиная с Half-Life 2 и заканчивая ещё не вышедшей DOTA 2.
Что дальше?
А дальше одни вопросы.
Запустив платформу Valve лишь даст старт, который должен быть поддержан прочими издателями видеоигр, чтобы платформа в итоге стала успешной. Прекрасно, что игроки увидят в Linux игры на движке Source, но это не единственный движок во вселенной. Без приложения усилий и желания со стороны прочих издателей - не будет и других игр. Valve не сможет за всех и каждого дорабатывать игры так, чтобы они запускались в Linux. Да и не будет она этого делать, так как такое распределение ресурсов нецелесообразно. Сложившаяся ситуация очень напоминает ту, которая получается когда Nintendo запускает свою новую консоль. Nintendo делает несколько качественных игр, показывая как именно можно использовать их новую платформу (и продолжает делать их в течении срока жизни платформы). Однако, поддержат её издатели на стороне или нет, от неё уже не зависит.
А если Valve не поддержат крупные игроки то Steam на Линукс станет пристанищем инд-игр. Потому что это будет качественная платформа для таких проектов. Однако ничего другого кроме этого и продуктов Valve игрокам можно будет не ждать.
Попутно возникает вопрос - а кто же они, игроки на платформе Линукс? Ждут ли они того, что им собираются дать? Ведь Valve не собираются открывать Америку. Например, для Линукса давно уже существует, например... Quake 4. Согласитесь, игра хардкорная. Кто бы что ни говорил про её качество - это не PlantsVsZombies и не AngryBirds. Это значит что в определённый момент времени Линукс-игроки получили полноценную хардкорную инъекцию в свою платформу. А так как это было сделано достаточно давно, то мы можем с достаточной уверенностью заявлять то, что являемся свидетелями того, что эта инъекция дала, какие последствия она за собой принесла. И, если честно, то последствий особенных не видно. Игра ажиотажа не вызвала, геймеры не поменяли резко игровую плафторму, а издатели не стали массово выпускать игры под Linux. Даже некоторые начатые проекты в итоге свернулись (тот же UE3 от Epic). Да, игровая индустрия развивается, мы видимо новые технологии: Epic показывали UE3 на Flash, игроки в курсе про Gaikai в браузере, они запускали OnLive. Часть этих технологий по касательной затрагивает и Линукс. Но никто из крупных игроков игрового рынка целенаправленно пока не занимался платформой как таковой. Valve в данном случае будет являться первопроходцем. И, кто знает, возможно у Gaikai шансов захватить Линукс-платформу гораздо больше, особенно сечас, с поддержкой Sony. Ведь брауезры есть в любом дистрибутиве Линукса.
Наконец Steam - лишь часть индустрии. Конечно, глупо находить минусы в ещё не вышедшем проекте, но некоторые факты остаются фактами. Например то, что геймеры сегодня используют несколько игровых площадок. Начиная с того, что у некоторых несколько консолей да ещё и РС в придачу и заканчивая хотя бы тем, что рынок тех же РС-игр так же поделён. Игроки постоянно используют Origin, Steam, Uplay для запуска тех или иных игр. Steam - лишь часть рынка. Не получится поиграть в L4D2, а потом пойти размять кости в Battlefield 3. Потому что в Линуксе у вас не будет Origin, а значит и Battlefield 3. И это не говоря про то, что там даже большинства игр Steam возможно не будет. Дилемма - либо вы будете вынуждены постоянно переключаться из Линукса в Windows\PS3\X360 чтобы поиграть в другие игры, либо забить на все игры кроме доступных, либо, что скорее всего, забить на сам Линукс, отложив его "до лучших времён". Что, конечно, не самым лучшим образом скажется на желании Valve поддерживать своё же начинание (кому нужен рынок без покупателей, т.е. без игроков в данном случае).
Подводя итог...
можно с уверенностью сказать только одно - вопросов здесь гораздо больше чем ответов. Затронутые аспекты темы лишь верхушка айсберга, увидеть который мы сможем лишь когда подплывём поближе. Вопрос только в том - получится ли с успехом его миновать или наш геймерский корабль получит пробоину?
Время покажет.
С уважением, TrenAr.
- StarCraft Remastered и StarCraft 2 выйдут в PC Game Pass 5 ноября
- Расширение Shattered Space для Starfield выйдет уже через неделю — уже сейчас есть мод на тематическую "косметику"
- 8 историй затонувших кораблей: от торговых судов до арктической миссии