Kickstarter, заметки на полях

Глядя на растущую популярность такой затеи как Kickstarter, у меня в голове родилась пара мыслей, которыми я хочу с вами поделиться.

О возможной популярности такого сервиса говорил несколькими годами ранее ещё Doug Lombardi из Valve, если мне не изменяет память. Так или иначе предначертанное свершилось - сервис по оплате разработки игр авансом внезапно стал популярен. Как и обычно для этого потребовалось один раз взорвать рынок, что с очевидным успехом провернул Tim Schafer. С того момента сервис обрёл огромную популярность и сборы денег на разработку игр в нём ведут все кому не лень (и не только игр, но это не по нашей части). Чем это "грозит" нам, игрокам?

Вероятные плюсы

Во-первых, появится много инди-игр. Они недорогие относительно цен в индустрии и поэтому на них легко собрать требуемую сумму. Много инди-игр это хорошо потому, что когда их много, всегда есть из чего выбрать и, скорее всего, среди всей этой кучи обязательно обнаружатся пара бриллиантов наподобие WorldOfGoo или Машинариума. А значит оно того стоит!

Во-вторых, да здравствуют ремейки! Да, да, если вы ночи на пролёт мечтали о новых частях таких игр как Elite, Dizzy, Might&Magic, Carmageddon или одного из тысячи квестов девяностых годов - настал ваш час! Разработчики обязательно повылазят из своих берлог и на волне ностальгии начнут ублажать фанатов направо и налево. Короче, если вы вдруг бросили играть, обзавелись семьёй, отрастили живот, а ваша любимая книжка с обзором игр на "ZX Spectrum" пылится на самой дальней полке книжного шкафа - пришло время тряхнуть стариной. В HD, между прочим, качестве :)

Вероятные минусы

Не ожидали? А вот оно всегда так :)
Теперь серьёзно и без пафоса. Ведь на самом деле всё не так просто и замечательно, как кажется на первый взгляд.

Возьмём инди-игры. Это, конечно, хорошо, что они недорогие и на них легко собрать средства, но... а кто мешал делать их ДО этого момента? Ведь появились такие вещи как WorldOfGoo, Машинариум (с Саморостами). Создатель Braid потратил при разработке порядка $10,000 на одного только художника. И ему никто не давал денег авансом!
Т.е. было бы желание, а оправдания они всегда найдутся.

Да, это хорошо, что теперь можно заранее помочь разработчикам оплатить труд людей которых они нанимают и те проекты, разработка которых была из-за этого невозможна - им будет дан зелёный старт, но есть и обратная сторона. Которая заключается в том, что собрать деньги это просто, а вот сделать конечный продукт уже проблема. И те, у кого есть силы довести разработку до конца обойдутся, скорее всего, и без KickStarter'a, а кто этого сделать не может тот не сумеет сделать это и с финансовой поддержкой, лишь зря собрав деньги на проект, завершить который не хватит сил.

Или реймейки. Казалось бы - простая и понятная вещь, что может быть лучше выпуска новой части успешной в прошлом серии? Да ещё и от того-самого-разработчика?
Да, безусловно издатели не дают деньги на всё подряд и даже Tim Schafer может не убедить выделить ему небольшой бюджет на создание небольшой игры. Хотя бы потому, что издатель может не захотеть заморачиваться из-за потенциальных копеечных прибылей, которые он потом получит. Поэтому Kickstarter хорошая площадка для запуска именно таких вещей.

Однако, издатель в большинстве случаев тоже не из вредности деньги не даёт, а потому что его не устраивает потенциальное качество финального продукта. Что это значит? Что не все разработчики, которые хотят создать игру, заслуживают того, чтобы их профинансировали.
Согласитесь, что если бы разработчик того или иного олдскульного хита имел блестящую идею как эту игру развить - он бы с большой долей вероятности получил зелёный свет на разработку и уже работал над продолжением. А если ничего кроме желания сделать игру по знаменитой вселенной нет - то и смысла начинать нету тоже.
Т.е. талантливые люди без работы обычно не сидят, а те, чьих творческих сил хватило лишь на один проект, допускать до второго и смысла нету.

Вкратце:

Я думаю сервис будет прекрасной почвой для взращивания тех проектов, которые образуются на том участке, когда разработчику есть что предложить, но у издателя нет желания рисковать. Например, когда выдвигается идея создания хорошего квеста, доходы от продажи которого потенциально лишь покроют его разработку. Проекты ААА-класса и пониже в любом случае через одно желание фанатов не реализуются и без крупных издателей реализовываться не будут.

Ну и, конечно, это отличный сервис для появления новых инди-игр. Однако, тут не стоит забывать про минусы и нужно трезво оценивать потенциальное число реально стоящих проектов среди общего их числа.

На этом всё. С уважением, TrenAr :)

Оригинальное изображение здесь. -Kane

Больше статей на Shazoo
Тэги:

14 комментария

Интересное чтиво, с чем-то согласен, с чем то нет. В частности:

Braid конечно же потрясающая игра, однако разрабатывалась она для такого небольшого проекта не один год и все из-за того что делалась одним человеком практически без бюджета. Представим на минутку, что у Джонатана (разработчика) был бюджет хотя бы в $100k. Игра бы вышла не только значительно раньше, но могла бы получиться более продолжительной, с большим количеством пазлов, лучшей графикой и звуком.

0

Ну тут есть одно но.
Издатель не знает сколько людей купит игру: соответственно не хочет рисковать, не потому, что качество не устраивает, а потому, что не уверен в количестве проданных копий. А спросить не у кого. :)
В кикстартере же сразу понятно, разработчик окупит создание игры или нет.

А качество игры не всегда влечёт за собой продажи и наоборот. Есть нишевые игры. И вложившись в них издатель даёт деньги не только на разработку, но и на промоушен. А PR и реклама ой какие дорогие. Вот и получается, что издатели просто не знают как продавать нишевые игры.
з.ы. Те же индихаблбандл не просто так появились. =)
з.з.ы. Legend of Grimrock - шикарна. ^_^

0

Спасибо за отзывы!

[q1]
Интересное чтиво, с чем-то согласен, с чем то нет. В частности:
Braid конечно же потрясающая игра, однако разрабатывалась она для такого небольшого проекта не один год и все из-за того что делалась одним человеком практически без бюджета. Представим на минутку, что у Джонатана (разработчика) был бюджет хотя бы в $100k. Игра бы вышла не только значительно раньше, но могла бы получиться более продолжительной, с большим количеством пазлов, лучшей графикой и звуком.
[/q]
Да, конечно. Это не оспаривается в заметке. Хорошему разработчику деньги не помешают, я не спорю :)

[q2]
Издатель не знает сколько людей купит игру: соответственно не хочет рисковать, не потому, что качество не устраивает, а потому, что не уверен в количестве проданных копий. А спросить не у кого. :)
[/q]
Ну примерно оценить они всегда могут, плюс\минус :)

[q2]
А качество игры не всегда влечёт за собой продажи и наоборот. Есть нишевые игры. И вложившись в них издатель даёт деньги не только на разработку, но и на промоушен. А PR и реклама ой какие дорогие. Вот и получается, что издатели просто не знают как продавать нишевые игры.
[/q]
К сожалению, я думаю для финансирования крупных нишевых игр Kickstarter'a не хватит. Либо это получится инди-игра. Т.е. размах уже не тот.

0

Всё покажет Шафер. Выгорит - зелёный корридор. Нет - масс фейл.

0

Пока читал пост, возник вопрос: на твой взгляд, Beyond Good and Evil 2, Shenmue 3, Mirror's Edge 2 и продолжение The Longest Journey не вышли потому, что это были бы некачественные игры? Или всё-таки потому, что издатели не знают, как их продать? Я склоняюсь ко второму.

Я уверен, что Wasteland 2 будет отличной игрой. Просто это игра, не нужная никому, кроме 50 тысяч олдфагов. Которые, собственно, и вложились в её разработку. То же самое можно сказать и про квест от Тима. И если Ю Сузуки или Рагнар Торнквист завтра объявят сбор денег, я буду первым в очереди со своей полсотней баксов

[q2]
з.з.ы. Legend of Grimrock - шикарна. ^_^
[/q]
Согласен =)

0

Проект Kickstarter,как мне кажется, многие будут использовать как разгон для дальнейшего перехода к крупным издателям. "Видите, как мы отлично справились на фанатские деньги? Представьте, что мы сделаем, имея крупный бюджет!" Как вариант. То есть, вероятно, что многие начиная перейдут тем же крупным издателям, от которых этот проект позволяет отгородиться. Это первое.

Второе. Давайте вспомним про срач насчет концовки МЕ3. Очень много людей кричали, что их обманули, продав некачественный товар, качали права как будто они сами владельцы этой игры (это не так, интеллектуальная собственность строго за издателем). Давайте на момент представим, что студия, собравшая деньги через Kickstarter, выпустила игру, не так как хотели фанаты... Допустим Брайан Фарго решит привнести в свой проект какие-то изменения, которые мы воспримем как понимание наших олдфаггских ценностей. Тут начнется буча пострашнее, т.к. хоть и неформально, но мы будем инвесторами и покупателями... И многие начнут качать права, и в данном случае от части оравданно.

Третье. Пиар и продажи. Игры, созданные с помощью Kickstarter, надо еще как-то продать. Не поверю в то, что студии, использующие этот проект, не будут стремиться к заработку. Возьмем в пример бедного Фарго. Насколько я помню, он обещал копии игры тем, кто вносил определенную сумму. Если учесть, что у данной игры ограниченная аудитория, из которой, скажем треть, получит подарок за моральный и финансовый суппорт, то кому игру продавать? Нужен пиар и расширение аудитории за счет "оказуаливания" игры.

Теперь вывод. Не поймите меня превратно. Я не пытаюсь очернить этот проект и тех, кто его использует. Но у него есть очевидные недостатки, и еще больше скрытых, которые выяснятся только после того, как будут реализованы крупные проекты в рамках Kickstarter, такие как в частности Wasteland. Когда речь заходит о деньгах, их всегда мало и их всегда хочется больше. Тем более, на нынешнем этапе развития отрасли видео игр.

Будем надеяться, что у всех все получится отлично, но свое мнение я хотел высказать.

0

[q5]
Пока читал пост, возник вопрос: на твой взгляд, Beyond Good and Evil 2, Shenmue 3, Mirror's Edge 2 и продолжение The Longest Journey не вышли потому, что это были бы некачественные игры? Или всё-таки потому, что издатели не знают, как их продать? Я склоняюсь ко второму.
[/q]
Аналогично ко второму :)

[q6]
...
Будем надеяться, что у всех все получится отлично, но свое мнение я хотел высказать.
[/q]
Согласен.

0

[q6]
Третье. Пиар и продажи. Игры, созданные с помощью Kickstarter, надо еще как-то продать.
[/q]
Это всё понятно. Мне знаете какая идея в голову пришла... А что мешает этим самым разработчикам попробовать продать свои игры через Steam? Вот это будет огромный вин и по привлечению новой аудитории, и по рекламе.
Понятно дело, что на этом пути хватает трудностей, но вдруг у них что-нибудь получится...

0

[q8]
А что мешает этим самым разработчикам попробовать продать свои игры через Steam?
[/q]
Отсутствие самой игры. Они же в кикстартере продают не игру, а только идею игры и собирают деньги на разработку. А если игра уже готова (или почти готова) то да, прямая дорога в стим. =)

0

[q9]
Отсутствие самой игры. Они же в кикстартере продают не игру, а только идею игры и собирают деньги на разработку. А если игра уже готова (или почти готова) то да, прямая дорога в стим. =)
[/q]
Так я это и имею ввиду ^_^. После того, как они разработают игру, они могут распространять её через стим, обеспечив себе и рекламу и способ распространения.
З.Ы. Это я пытался ответить на параграф "Пиар и продажи". Поправил свой пост с цитатой, чтоб было понятней.

0

Я не совсем то имел в виду. Про каналы сбыта все понятно. Я про то, что как бы не оказалось так, что покупателями игры могут оказаться ее же инвесторы. То есть профинансировали проект, а теперь еще и купите его. Или же получается "разработка в кредит", сначала купили, потом получили игру (в подарок за проявленный саппорт, как я уже говорил). Вот я о чем.

0

[q11]
Я не совсем то имел в виду. Про каналы сбыта все понятно. Я про то, что как бы не оказалось так, что покупателями игры могут оказаться ее же инвесторы. То есть профинансировали проект, а теперь еще и купите его. Или же получается "разработка в кредит", сначала купили, потом получили игру (в подарок за проявленный саппорт, как я уже говорил). Вот я о чем.
[/q]
Я буду на примере Wasteland 2 отвечать, об остальных проектах мало знаю.
Все инвесторы свою копию игры получат, это информация открытая. Причём Фарго говорил, что на релизе она будет дороже тех 15$, за которые её можно "купить" сейчас. То есть инвесторы фактически получают игру с большой скидкой. Да, это "разработка в кредит", и этот факт не скрывается.

Насчёт рекламы и пиара он же сказал, что вложенные деньги на это тратиться не будут и весь маркетинг игры фактически возложен на сарафанное радио. "All 43,000+ of you are our marketing and PR team. We need your help to get the word out that the Kickstarter countdown is on".

На мой взгляд, затея в любом случае беспроигрышная, даже если у Wasteland 2 не будет рекламы вообще. Суди сам: инвесторы получат игру, которую так долго ждали, команда разработчиков на наши 2,5 миллиона будет полтора года кормить семьи, а Фарго, наконец, сделает игру своей мечты. В этом уравнении больше никто принципиально не нужен. Если игру после выпуска купят и другие люди - хорошо, если не купят - всё равно хорошо.

0

То есть получается так, что мы оплачиваем игру, потом ее получаем. Все. Бизнес-проект на уровне безубыточности не больше. Если кто-то "со стороны" купит, то это будет как бы приятный бонус для разработчиков. Так? Получается эдакий закрытый клуб для своих. Окей. Не вопрос.

Но если с Фарго все понятно, мы доверяем ему, его опыту и его команде. Но в общем виде, будучи инвесторами, мы не можем контролировать создание. По большому счету, мы несем деньги, веря доброму слову разработчиков. Нам могут не показывать ни бизнес-плана, ни давать четких сроков. И мы уже не можем повлиять на проект после того как деньги собраны.

Да, издатели давят на разработчиков, требуют четких финансовых показателей и задают правила игры, но это контроль за проектом и его разработчиками. У нас, как инвесторов из kickstarter, таких полномочий нет. И вероятность "кидалова" увы есть.

Видимо во мне говорит экономист, но на мой взгляд, с точки зрения именно бизнеса, эти вопросы остаются неотвеченными. По сути, мы инвестируем в черный ящик, только догадываясь, что нас ждет на выходе. Как-то так.

0

Gv0zD, так и есть. При таком количестве инвесторов введение хоть сколько-нибудь жёсткой системы контроля убило бы проект. Для обычных людей это скорее не бизнес, а в своём роде религия - либо ты веришь, либо нет, третий вариант не существует.

Не сказал бы, что это плохо. Это просто совершенно другая бизнес-модель, предлагающая меньшую стабильность, но бОльшие возможности.

0
Войдите на сайт чтобы оставлять комментарии.